Ковка: основные методы
Подобно тому, как, скажем, керамогранит вобрал в себя полезные качества натурального гранита и керамической плитки, художественная ковка является своеобразным синтезом всего лучшего, что в разное время разработали и постоянно совершенствуют представители этого древнего ремесла.

В техническом смысле художественная ковка представляет собой сочетание множества специфических методов и приемов. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Метод вытяжки

Вытяжку применяют в тех случаях, когда необходимо увеличить длину заготовки при одновременном уменьшении ее толщины. Горизонтально уложенная на наковальню раскаленная заготовка расковывается по всей длине при помощи кувалды. Если при этом заготовка имеет прямоугольное сечение, ее необходимо периодически поворачивать на 90°. Вытяжку же заготовки круглого сечения осуществляют, поворачивая ее при помощи специальных седловидных обжимок. Поворачивать заготовку вокруг продольной оси следует на протяжении всего процесса вытяжки. Аналогичным образом осуществляют расплющивание заготовки, имеющей форму пластины.

Метод осадки и высадки

Если, напротив, возникает необходимость в уменьшении длины детали за счет увеличения поперечного сечения, применяется метод осадки. При этом полностью нагретая до требуемой температуры заготовка устанавливается на наковальню вертикально, после чего ее, крепко охватив щипцами, «осаживают» ударами кувалды по верхней торцовой части. Очень важно периодически выравнивать заготовку, если она начинает сгибаться.

Высадкой называют частичное утолщение заготовки. При этом разогревают лишь тот участок детали, который подлежит утолщению. Сам же процесс ковки осуществляется так же, как и в случае осадки, с той лишь разницей, что не подлежащие утолщению концы заготовки время от времени охлаждают путем поочередного погружения в емкость с водой.

Метод гнутья

Нередко технологическим процессом предусмотрено придание заготовке фигурных очертаний.

Так, например, керамическая плитка при укладке на определенные участки основания подрезается, после чего ненужную ее часть удаляют.

В художественной же ковке для придания заготовке изогнутой формы применяется метод гнутья, осуществляемый по-разному, в зависимости от конкретных обстоятельств. Если диаметр заготовки достаточно велик, то, в случае «холодного» гнутья, в месте изгиба обязательно произойдет утолщение. Избежать этого можно лишь посредством кузнечного гнутья, применяя по отношению к изгибаемому участку предварительную высадку. При этом нагревают лишь тот участок заготовки, который непосредственно подлежит гнутью. Изгибы же дугообразной формы получают, используя для этого специальные фигурные оправки.