Особенности института саморегулирования
Уже на протяжении нескольких лет в России на законодательном уровне существует институт саморегулирования. В законодательстве о саморегулировании некоторых отраслевых направлений, например, таких как СРО строительное или сельскохозяйственные кооперативы, энергетические обследования, оценка, аудит, арбитражное управление и ряд других предусмотрено обязательное членство в саморегулирующей организации (СРО). В таких сферах деятельности как рекламная, кадастровая, рынок ценных бумаг и в некоторых других отдельными положениями в законе допускается возможность формирования СРО, при этом участие в них не носит обязательный характер. К настоящему времени создано порядка 700 СРО в различных отраслях.

Институт саморегулирования не является чем-то совершенно новым для российской действительности и как многое другое в современной эпохе был импортирован с запада. По утверждениям историков, идеи самоуправления и саморегулирования зародились еще несколько столетий назад. Однако характерной особенностью процесса становления института саморегулирования в России служит, в отличие от аналогичных процессов в развитых странах, активное участие государства в системе регулирования: в нашей стране государственное регулирование присутствует практически во всех сферах деятельности и основной задачей системы СРО является замещение части государственного функционала.

Стоит отметить, что сегодня во многих странах Запада вводится или уже введено государственное регулирование в сферах деятельности, которые традиционно развивались на принципах саморегулирования. Например, государственный контроль введен за компаниями, которые осуществляют аудит публичных организаций. Помимо этого, среди лидеров Европейского союза идет активное обсуждение путей унификации базовых принципов формирования национальных СРО среди стран-участниц, включая возможность создания единой контролирующей структуры за аудитом на государственном уровне. Становится ясно, что в условиях нарастающей глобализации все эти тенденции не могут оставить в стороне «третьи страны», а также и Россию.

Основными функциями, которые в обязательном порядке должны присутствовать в СРО, служат разработка единых отраслевых стандартов работы, регламентов на допуск СРО, контроль за исполнением членов СРО принятых правил, обеспечение имущественной ответственности СРО и механизмов ее реализации, разработка системы работы с рекламациями и механизма разрешения споров. Безусловно, что СРО, которые используют свой экспертный потенциал при наличии эффективной обратной связи с рынком для защиты интересов потребителей товаров и их производителей, должны быть более совершенными по сравнению со структурами государственного регулирования.

Процесс становления системы саморегулирования в различных отраслях происходит по-разному: СРО могут быть образованы на основе уже созданных профессиональных объединений, в других случаях могут создаваться "с нуля". Хотя с уверенностью можно утверждать, что самый безболезненный и успешный процесс перехода к системе саморегулирования осуществляется в тех областях, в которых уровень правовой культуры участников находится на высоком уровне: например, в оценке и аудите.

В процессе функционирования СРО сталкиваются с рядом общих проблем, которые требуют решения на законодательном уровне.

  • не до конца проработаны вопросы страхования ответственности, формирования компенсационных фондов и их использования;
  • отсутствуют четкие процедуры рассмотрения жалоб от третьих лиц, которые понесли убытки по результатам деятельности членов СРО;
  • отсутствуют механизмы координации на национальном уровне функционирования разных СРО одной отраслевой принадлежности;
  • существует необходимость в передаче контрольных функций за деятельностью СРО структурам, которые были бы отделены от органов исполнительной власти, при этом смогли вырабатывать единую отраслевую политику и осуществлять нормативно-правовое регулирование внутри отрасли.