«Криволинейные» измерения
Определение расстояний является одним из распространенных видов геодезических измерений в строительстве. Традиционно линейные размеры находят методом прямых геодезических измерений. Ранее в качестве используемой для этого меры длины в строительстве обычно применяли стальную рулетку. Однако в последнее время вместо нее всё чаще используют лазерный дальномер. Хотя он имеет более высокую цену, однако одинаково точно выполняет измерения на коротких дистанциях (в десятки сантиметров) и на больших расстояниях (в сотни метров), поэтому искомый размер определяется за один прием. Выполнять измерения таким прибором гораздо проще, так как для выполнения работ не требуется помощник (для удержания конца ленты и обеспечения необходимого ее натяжения), отпадает необходимость проводить предварительное компарирование, нет опасности случайного повреждения гибкой мерной части техникой, работающей на площадке. Благодаря этому процесс измерений занимает меньше времени, но при этом гарантируется требуемая точность измерений.

Однако если при возведении зданий проводятся преимущественно прямолинейные замеры, то при строительстве дорог зачастую приходится определять длину и выполнять разметку дорожного полотна, которое не идеально ровное (в плане и по высоте). Использовать для таких измерений лазерный дальномер бесполезно, а работать стальной рулеткой «коротким шагом» нецелесообразно. С такими задачами лучше всего справляется курвиметр (от латинского curvus) – прибор для измерения длины изогнутых линий.

Основной деталью курвиметра является колесо. Зная длину окружности и подсчитывая количество оборотов колеса, вычисляется длина пройденного пути. С помощью курвиметра снимают длину изогнутых линий на картах; на таком же принципе работает счетчик километража автомобилей; так же выполнялся расчет пройденного пути в старых армейских топопривязчиках (в новых моделях преимущественно используется бесконтактный метод съема информации). Разновидностью курвиметра является и дорожное колесо. Для обеспечения точности его показаний, необходимо обеспечить постоянство характеристик колеса (неизменность его внешней длины) и отсутствие пробуксовок.

Современные модели дорожных колес имеют аналоговое (механическое) или электронное счетное устройство, складную штангу, и обычно оснащаются тормозным устройством. Колесо изготавливается из высокопрочного материала и оснащается износостойкой покрышкой.

Дорожное колесо при строительстве линейных сооружений справляется с большинством измерительных задач лучше, чем дальномер или рулетка.